ГОФМАН (Hoffmann), Эрнст Теодор Амадей (24. I. 1776, Кёнигсберг, - 25. VI. 1822, Берлин) - немецкий писатель и композитор. Сын чиновника, воспитывался в бюргерской чиновничьей среде. Изучал юридические науки в Кёнигсбергском ун-те. Уже в юности Гофман занимался музыкой, живописью и литературой. С 1805 решил посвятить себя искусству. В Бамберге, Дрездене, Лейпциге Гофман сочинял муз. произв., был дирижером, режиссером, художником-декоратором в театрах. В 1814 переехал в Берлин, в 1816 поступил на гос. службу. Гофман - выдающийся муз. критик, композитор, автор первой в Германии романтической оперы «Ундина». Первые лит. произв. Гофмана, связанные с его занятиями музыкой, печатались в лейпцигской «Всеобщей музыкальной газете» («Allgemeine musikalische Zeitung»): рассказы «Кавалер Глюк» («Ritter Gluck», 1809), «Музыкальные страдания Иоаганна Крейслера, капельмейстера» («Johannes Kreisler's, des Kapellmeisters musikalische Leiden», 1810), «Дон Жуан» («Don Juan», 1813). Позднее рассказы Гофмана были объединены в сб. «Фантазии в духе Калло» («Fantasiestucke in Callot's Manier», Bd. 1 - 4, 1814 - 15). С первых шагов Гофман показал себя выдающимся представителем немецкой романтической школы. В Германии, где феодальные пережитки были особенно прочны, бурж. развитие принимало болезненно уродливые формы. Центральная тема первого сборника Гофмана - судьба художника и место искусства в совр. обществе. Сатирически рисуя дворянское и бурж. общество, погрязшее в корыстных и обыденно ничтожных делах, Гофман показывает, что люди искусства в этом мире обречены на одиночество и страдания. Так, судьба Крейслера, самого значительного из героев Гофмана, складывается трагически. В повести «Золотой горшок» («Der goldene Topf», 1814) впервые у Гофмана ярко выступает борьба светлых и темных сил за душу героя, при этом мир представлен как бы в двух планах: реальном и фантастическом, а художественный эффект достигается сочетанием этих двух планов. В романе «Элексир дьявола» («Die Elexiere des Teufels», 1815 - 16) действительность предстает как стихия темных, сверхъестественных сил. Гофман рисует трагический распад человеческих связей под влиянием жестоких индивидуалистич. инстинктов. В «Удивительных страданиях одного директора театра» («Seltsame Leiden eines Theater-Direktors», 1819) сатирически изображены театральные нравы, индивидуализм актеров, безвластие режиссера, невозможность связать театр с большими задачами искусства. Гофман отрицательно относился к сентиментально-мещанской драме А. Коцебу; величайшим драматургом для него, как и для большинства романтиков, является У. Шекспир. Повесть-сказка Гофмана «Крошка Цахес по прозванию Циннобер» («Klein Zaches genannt Zinnober», 1819) - одно из лучших гротескно-сатирических изображений немецкого общества нач. 19 в. В символико-фантастической форме здесь выступают реальные черты бурж. отношений - награды выпадают на долю тех, кто присваивает себе плоды чужих трудов. К этой сатире проявил интерес К. Маркс (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, об искусстве, т. 2, 1957, с. 602). В «Ночных рассказах» («Nachtstucke», Tl 1 - 2, 1817), в сб. «Серапионовы братья» «Die Serapions-Bruder», Bd 1 - 4, 1819 - 21, рус. пер. 1836), в «Последних рассказах» («Die letzten Erzahlungen», изд. 1825) Гофман то в сатирическом, то в трагическом плане рисует конфликты совр. жизни, романтически трактуя их как извечную борьбу светлых и темных сил. Темные силы, в понимании Гофмана, - это в конечном итоге эгоизм собственнич. мира, его поклонение мертвой фетишизированной вещи. Светлые силы - это бескорыстные чувства, прежде всего любовь, фантазия и мечта - внутренний мир человека. В этих сборниках обнаруживается мастерство Гофмана-рассказчика - богатство тем, ситуаций, сюжетных ходов. В неоконч. романе «Житейские воззрения кота Мурра» («Lebensansichten des Katers Murr», 1820 - 22) Гофман сочетает разные эмоциональные и сюжетные планы, элементы трагедии и комедии, сатиры и лиризма, гротеска и шутки. Роман Гофмана - сатира на нем. филистера, на феод.-абсолютистские порядки; здесь изображен мир индивидуалистич. страстей - от самых примитивных до самых изощренных и страшных. В романе «Повелитель блох» («Meister Floh», 1822) содержатся смелые выпады против полицейского режима в Пруссии. Из-за этого романа Гофман оказался под судом; до конца жизни он считался политически неблагонадежным. В своих эстетич. взглядах (очерк «Жак Калло», вступление к «Серапионовым братьям», рассказ «Угловое окно») Гофман исходит из двух, метафизически противопоставленных друг другу начал - духовного и материального. Действительность - необходимый элемент творчества, но она лишь исходный пункт и средство выражения духовного, «внутреннего». В прозе Гофмана намечены существ. черты реализма 19 в. Мн. темы и проблемы реалистич. литературы бурж. общества затрагиваются у Гофмана еще в мистифицированной форме. В нек-рых отношениях он - предшественник О. Бальзака, Ч. Диккенса, Ф. М. Достоевского. Произведения Гофмана становятся популярны за пределами Германии в 1-й пол. 19 в. (особенно во Франции). Знакомство с Гофманом в России начинается с 20-х гг. Период наибольшего интереса к его творчеству в России - 2-я пол. 30-х гг. 19 в. В. Г. Белинский ценил реалистич. и сатирич. тенденции у Гофмана, утверждая, что его фантазия противостоит «пошлой рассудочности». В то же время критик порицал в Гофмане отрыв от «живой и полной действительности». П. И. Чайковский создал музыку к балету на мотивы сказки Гофмана «Щелкунчик» (1892). (Источник: Краткая Литературная Энциклопедия) |